Речь пойдёт о путешествии по миру удивительного чайного растения. На первом этапе чай распространился со своей наиболее вероятной родины в пределах Юньнань-Гуйчжоуского нагорья по речным долинам великих рек к побережью, а также вдоль древних караванных путей из Китая в Индию. Географический район нагорья расположен в основном на территории Китая и частично Индии, Мьянмы (Бирмы), Таиланда, Лаоса и Вьетнама. Первый этап проходил в контексте китайской цивилизации и малоизвестных культур местных племен территории [1].
На втором этапе чайные семена были завезены из Китая в Японию и Корею. В литературе обычно указываются даты 805 [2] и 828 [3], соответственно. В научных статьях высказывается также другое мнения: возможно, что чай уже рос в Корее начиная с 6 века [4]. Некоторые легенды приписывают корейским чаям даже 5000 историю. Но сейчас мы остановимся на интересной и вероятно легендарной истории I в. н.э.
В 47 г н.э прибывшая из далекой неизвестной страны принцесса Хе (Heo) высадилась со своей свитой на берег южнокорейского государства Кая (Gaya), чтобы вступить в брак с королем Суро [5].
В качестве возможных вариантов родины принцессы предлагались Таиланд и Индия. Основываясь на предположении об индийском происхождении корейской королевы, в 2001 году в Индии был даже торжественно открыт её мемориал [6].
Первоначально клан принцессы мигрировал из Индии в Китай, на территорию современной провинции Сычуань, а позже дальше морским путем в Корею. Поскольку регион Сычуани издревле славится своими чайными деревьями, среди редкостей и драгоценностей, привезенных принцессой, был и чай [5].
Сопровождавший принцессу старший брат был буддийским монахом. Связанный с ним храм до сих пор стоит на горе Чирисан (Jirisan), известной сегодня своими древними посадками чая.
Археологические находки I в н.э. подтверждают активные отношения и морскую торговлю государства Кая с Японией и Китаем. Причем экономическая и культурная связь с Японией была особенно сильной [7].
И все-таки более достоверные записи об употреблении чая в Корее относятся к шестому-седьмому векам. Корейские буддийские монахи, пройдя обучении, возвращались из Китая, принося с собой великолепную чайную китайскую культуру эпохи Тан (618-907). Достаточно упомянуть, что уже в 780 году Лу Юй систематизировал чайные знания своего времени в "Чайном Каноне".
В корейских хрониках 14 века есть записи о том, что королева Сондок (Sondok) династии Силла (Silla) (правившая 632-47) пила чай, а король Мунму (Munmu) в 661 году заказывал чай, который использовался во время церемониальных приемов. Король Синмун (Sinmun) поддерживал использование чая, чтобы очистить разум, в то время как король Кёндок (Heundok), как сообщается, получил чайные семена из Китая для посадки в 828 году, что, возможно, было уже не первым случаем. В Японии первая запись об использовании кирпичного чая датируется 593, а первая посадка семян, как уже было указано выше, произошла в 805 году [3].
Сделанные по указанию короля в 828 году на той же горе Чирисан посадки чая свидетельствует, что этот район уже был известен как наиболее благоприятный для выращивания чая. Возможно, еще со времен древнего государства Кая [5].
Расцвет корейской чайной культуры произошел во время династии Корё (Koryo, 918 - 1391). Чай стал предметом некоторых старейших записанных поэм, использовался в церемониях, чашки зеленого чая преподносились статуям Будды в храмах.
[1] Willson, K. C. and Clifford. M. N. (editors). Tea. Cultivation to consumption. Chapman & Hall, London: 1992.
[2] All about Tea, Volume 1. Front Cover. William H. Ukers. Tea & Coffee Trade Journal Company, Kingsport Press, 1935.На втором этапе чайные семена были завезены из Китая в Японию и Корею. В литературе обычно указываются даты 805 [2] и 828 [3], соответственно. В научных статьях высказывается также другое мнения: возможно, что чай уже рос в Корее начиная с 6 века [4]. Некоторые легенды приписывают корейским чаям даже 5000 историю. Но сейчас мы остановимся на интересной и вероятно легендарной истории I в. н.э.
Мемориал и портрет королевы Хе. Источник |
В качестве возможных вариантов родины принцессы предлагались Таиланд и Индия. Основываясь на предположении об индийском происхождении корейской королевы, в 2001 году в Индии был даже торжественно открыт её мемориал [6].
Первоначально клан принцессы мигрировал из Индии в Китай, на территорию современной провинции Сычуань, а позже дальше морским путем в Корею. Поскольку регион Сычуани издревле славится своими чайными деревьями, среди редкостей и драгоценностей, привезенных принцессой, был и чай [5].
Государства древней Кореи I в. н.э. |
Археологические находки I в н.э. подтверждают активные отношения и морскую торговлю государства Кая с Японией и Китаем. Причем экономическая и культурная связь с Японией была особенно сильной [7].
И все-таки более достоверные записи об употреблении чая в Корее относятся к шестому-седьмому векам. Корейские буддийские монахи, пройдя обучении, возвращались из Китая, принося с собой великолепную чайную китайскую культуру эпохи Тан (618-907). Достаточно упомянуть, что уже в 780 году Лу Юй систематизировал чайные знания своего времени в "Чайном Каноне".
В корейских хрониках 14 века есть записи о том, что королева Сондок (Sondok) династии Силла (Silla) (правившая 632-47) пила чай, а король Мунму (Munmu) в 661 году заказывал чай, который использовался во время церемониальных приемов. Король Синмун (Sinmun) поддерживал использование чая, чтобы очистить разум, в то время как король Кёндок (Heundok), как сообщается, получил чайные семена из Китая для посадки в 828 году, что, возможно, было уже не первым случаем. В Японии первая запись об использовании кирпичного чая датируется 593, а первая посадка семян, как уже было указано выше, произошла в 805 году [3].
Расцвет корейской чайной культуры произошел во время династии Корё (Koryo, 918 - 1391). Чай стал предметом некоторых старейших записанных поэм, использовался в церемониях, чашки зеленого чая преподносились статуям Будды в храмах.
Культура чая настолько глубоко срослась с буддизмом, что, когда династия Чосон (правившая с 1392 по 1897) решила в 14-м веке заменить буддизм конфуцианством, употребление чая было подавлено одновременно с уничтожением большинства храмов. Чай был заменен травяными напитками, водой и даже рисовым вином. Несмотря на это в течении нескольких следующих веков в Корее сохранилось элементы чайной культуры, а одичавшие чайные деревья продолжали расти на юге страны [3, 5].
Следующий период расцвета корейской чайной культуры начнется в начале 19 и произойдет в 20 веке. Но это уже другая тема.
В первой записи этого блога было рассказано о недавно подтвержденном китайскими и японскими учеными факта выращивания 6000 лет назад чая (Camellia sinensis) в Тяньлошань провинции Сычуань. С учетом географической близости и наличия развитых торговых путей в регионе, можно по-другому посмотреть на легенды и историю корейской чайной культуры: рассказы о 5000-м корейском чае и раннем выращивании чая на корейском полуострове, как и другие легенды, выглядят более правдоподобно.
В первой записи этого блога было рассказано о недавно подтвержденном китайскими и японскими учеными факта выращивания 6000 лет назад чая (Camellia sinensis) в Тяньлошань провинции Сычуань. С учетом географической близости и наличия развитых торговых путей в регионе, можно по-другому посмотреть на легенды и историю корейской чайной культуры: рассказы о 5000-м корейском чае и раннем выращивании чая на корейском полуострове, как и другие легенды, выглядят более правдоподобно.
[1] Willson, K. C. and Clifford. M. N. (editors). Tea. Cultivation to consumption. Chapman & Hall, London: 1992.
[3] TRANSACTIONS of the Royal Asiatic Society, Korea Branch Vol. 72 1997 Contents A Shot History of Tea by Brother Anthony of Taize
[4] Matsumoto, Satoru & Kiriiwa, Yoshikazu & Yamaguchi, Satoshi. (2004). The Korean Tea Plant (Camellia sinensis): RFLP Analysis of Genetic Diversity and Relationship to Japanese Tea. Breeding Science - BREEDING SCI. 54. 231-237. 10.1270/jsbbs.54.231.
[5] Yoo, Yang-Seok (Fred). The Book of Korean Tea: A Guide to the History, Culture and Philosophy of Korean Tea and The Tea Ceremony (Page 44). The Myung Won Cultural Foundation. Kindle Edition.
[6] UP government plans memorial of South Korean queen Heo Hwang-ok in Ayodhya
[7] Ancient History Encyclopedia Three Kingdoms of Korea
Немає коментарів:
Дописати коментар