Оригинал статьи
Tianluoshan: Tea in the Neolithic Era
с прекрасной библиографией размещен в блоге автора Steven D. Owyoung Tsiosophy. Фотографии из блога автора.
Перевод на русский язык Максима Малыгина.
Перевод на русский язык Максима Малыгина.
В 2001 году вблизи восточного побережья Китая были обнаружены остатки неолитического поселения, где археологи раскопали почти дюжину корней чайного растения Camellia sinensis. Корневища сохранились в изумительно хорошем состоянии, каждое аккуратно посаженное на своем месте. Замечательная находка резко изменила историю чая, расширив географический ареал изначальной Camellia sinensis от отдаленного оплота в Сычуани далеко на востоке к болотам и протокам низовья Янцзы и побережья [провинции] Чжэцзян. Более того, культура чая больше не ограничивалась историческим периодом, а отодвинулась на тысячи лет назад к четвертому тысячелетию до нашей эры, в поздний каменный век.
Это многообещающее открытие было сделано у подножия Тяньлошань в устье небольшой прибрежной равнины, которая ведет к деревушке Сян’ао, расположенной в предгорьях Jade Screen в уезде Юйяо недалеко от города Нинбо провинции Чжэцзян. Тяньлошань находится всего в семи километрах к северо-востоку от равнины с горы Сымин и современного неолитического участка Хэмуду.
Древние люди в Хэмуду жили матриархальным аграрным обществом, выращивали одомашненный рис и другие культуры, содержали собак, свиней и водяного буйвола. Они охотились на оленей и рыбачили на карпа, выращивали, собирали и хранили разнообразные съедобные растения, в том числе желуди, тыкву, водный орех, лотос и его семена (fox nut). В Хэмуду использовались инструменты из камня, дерева, тыквы и кости, изготавливали глиняную керамику, обожженную древесным углем, ткани из волокон и сплетенные сети. Люди вырезали украшения и символику из нефрита, дерева и слоновой кости, разрисовывали свои охотничьи луки и пищевую посуду цветными лаками. Основные элементы культуры Хэмуду присутствуют в близлежащей Тяньлошань, где были найдены наиболее сохранившиеся остатки культуры Хэмуду: строительные фундаменты, ямы для хранения, посуда, инструменты, сады и поля, включая посадки чая.
Корень Camellia sinensis |
В Тяньлошань корни чайного растения были обнаружены в первом четырехмесячном сезоне в начале 2004 года. Найденные в двух местах на глубине одного метра ниже уровня земли и занимающие площадь около десяти квадратных метров, многие корневища были расположены рядами. Два корня имели свежий коричневый цвет и располагались вертикально, как при первоначальной посадке, их прекрасная сохранность была вызвана необычными условиями почвы. В неолитические времена Тяньлошань был окружен болотами, а люди жили в свайных жилищах над насыщенной влагой почвой. На протяжении тысячелетий равнина Нинбо испытала наводнения из-за резких изменений речных системах и возможно вторжения моря. Когда Тяньлошань был затоплен, и поселение покинуло наводнения, осадок похоронил и запечатал участок в анаэробном иле, что - в сочетании с постоянным высоким уровнем грунтовых вод – сохранило артефакты. Все чайные корни были обнаружены в нескольких неглубоких ямах, заполненных относительно рыхлой, светлой почвой, которая контрастировала с окружающей темной, плотной землей. Ямы были вырыты вблизи жилищ поселения - еще одно свидетельство того, что корни были культивированы.
Во время раскопок найденный растительный материал не был идентифицирован, но позже предварительный осмотр показал, что корни принадлежали к растениям рода Camellia семейства Theaceae, Для подтверждения были необходимы дальнейшие проверки. Тем временем корневища, погруженные в очищенную воду, хранились в музее Хэмуду (Hemudu Site Museum). Несмотря на отсутствие подтверждения, новость об археологическом открытии неолитического чая была сообщена на 8 Международной конференции по чайной культуре (International Tea Culture Symposium), состоявшейся в Янь’ань, Сычуань в сентябре 2004 года.
В 2008 году Bureau of Cultural Relics Чжэцзяни Пекинский университет пригласили шесть японских археологов из университетов Tohaku и Kanazawa для помощи в проверке корней, найденных в Тяньлошань. Шесть экземпляров в результате исследования были идентифицированы как подземные части растения, принадлежащего к ботаническому роду Camellia. Результат анализа одного образца на углерод-14 методом ускорительной масс-спектрометрии (AMS) датировал образец 3526 - 3336 до н.э. с вероятностью 87,7%. Гости-исследователи также рассмотрели археологические данные о корнях in situ и согласились с тем, что растения были посажены и выращивались специально. 1 декабря того же года газета правительственная ежедневная газета «Reference News», выпускаемая официальным новостным агентством Синьхуа, сообщила, что «Китайские и японские эксперты открыли 6000-летний чай» и заметили, что «это открытие означает, что чай мог культивироваться значительно раньше ", чем считалось ранее.
Согласно дальнейшим рекомендациям японских ученых, научно-исследовательский институт чая китайской академии сельскохозяйственных наук провел химический анализ корней из Тяньлошана и очищенной воды, в которой они сохранялись. Все испытанные образцы содержали теанин, показательное вещество, редкая аминокислота, обнаруженная почти исключительно в растении Camellia sinensis. В чае теанин биосинтезируется в корневище, в котором концентрируется до метаболического переноса по стволу и веткам в листья. Теанин является наиболее распространенным из многих аминокислот, найденных в чае: из 26 аминокислот, найденных в собранных весеной чайных листьях, теанин составляет пятьдесят процентов от общего количества; из двадцати пяти аминокислот в заваренном чае, теанин также наибольший по количеству. Археологические образцы из Таньлошань показали содержание теанина в диапазоне от 0,52 до 0,69%, которое равное содержанию в корнях живых чайных растений. Как маркер чая высокое содержание теанина подтвердило идентификацию корневищ из Таньлошань как Camellia sinensis.
Корни Camellia sinensis. Фотография @People’s Daily |
В Хэмуду и Таньлошане люди, используя окружающие их природные ресурсы, не только одомашнили животных для своих нужд, но также выращивали растения и травы многих видов. В течение позднего каменного века около 5500 лет назад регион нижнего Янцзы выиграл от потепления в голоцене (атлантический период, Holocene climate optimum). Теплая и влажная погода создавала субтропическую экологическую систему, которая поддерживала относительно большое биологическое разнообразие, в том числе культивирование широколистной вечнозеленой Camellia sinensis. Когда позже климат стал суше и прохладнее, чай стал нежизнеспособным и растение исчезло с восточного побережья. Только через тысячи лет человек вновь вырастит чай в регионе.
Исторически археологические находки в Таньлошань свидетельствуют о культивировании Camellia sinensis в каменном веке в неизвестных до этого областях, расширяют границы во времени и пространстве, придают величие устойчивой культуре чая, точно проиллюстрированной древним мифом о божественном земледельце Шень Нун и открытии чая.
Abstract. In 2001, the remains of a Neolithic settlement were discovered near the eastern coast of China where archaeologists excavated nearly a dozen roots of the tea plant Camellia sinensis. Each rhizome was found in an extraordinary state of preservation and in a regular pattern of planting. The remarkable find dramatically changed the history of tea by extending the geographical range of primordial Camellia sinensis from the remote fastness of Sichuan in the far west eastward to the marshes and streams of the lower Yangzi and the Zhejiang coast. Moreover, tea culture was no longer confined to the historical period but stretched thousands of years back in time to the fourth millennium B.C. of the late Stone Age.
Немає коментарів:
Дописати коментар